пятница, 21 октября 2011 г.

Скрипящий катафалк евро. Дайджест СМИ 14/10-20/10. Часть I

Скрипящий катафалк евро

Самый «горячий пирожок» недели – ситуация вокруг евро и вообще Еврозоны. Если раньше о развале говорили только оголтелые «патриоты», то теперь уже начали появляться провокации и в Великобритании, вроде: «конкурс на лучший развал Еврозоны». Петля начала затягиваться очень давно, но сейчас удавка явно захлестнула шею. Первым на этой неделе подлил масла в огонь плохих настроений ЕЦБ со своим пессимистичным прогнозом по росту Еврозоны. Далее рейтинговые агентства начали дружно снижать рейтинги странам и банкам. Хотя кому сейчас нужны эти рейтинги? Для примера комичности ситуации можно посмотреть на рейтинги Fitch по Великобритании. Это агентство режет рейтинги банков, чьи обязательства гарантированы правительством, но не трогает государственный рейтинг.

Другой комичный персонаж недели: Баррозу, который предлагает ввести уголовное наказание, за попытки манипулирования рынком. Если он это про евро, и Еврозону, то флаг ему в руки. Еще в августе я писал о том, что падение внешних инвестиций в Еврозону начало ускоренно падать во 2 квартале этого года. Сейчас ситуация и настроение у инвесторов только ухудшились, о чем говорит хотя бы опрос Bloomberg.

Вкратце ситуацию вокруг евро можно описать как «палка о трех концах»:
  • Первый конец палки это дефолт Греции. Если его допустить, то почему нельзя допустить другим?
  • Второй конец палки это банковский кризис, который наиболее сильно давит на французские банки. Если начать списывать долги, то это ударит по ним в первую очередь, а денег у ЕЦБ на всех не хватит.
  • Третий конец палки - это долговой кризис самой Еврозоны. Если долги не списывать, то платить за них придется всей Еврозоне скопом и не государствам, а налогоплательщикам. А это не только богатая Германия, но и относительно богатая Финляндия, и Эстония, которая только начала подниматься «с колен», и нищая Словакия.

Меры для спасения предпринимают и МВФ и Китай. Кристин Лагард призывает увеличить объем фонда для спасения проблемных стран Еврозоны. Китай же просто заливает огонь деньгами, скупая облигации Испании и Италии. Однако вся предыдущая история кризиса уже показала, что такой огонь деньгами залить нельзя. Их просто не хватит.

Настроения в отношении евро ухудшились вслед за публикацией ежемесячного отчета ЕЦБ, где отмечалось усиление понижательных рисков в отношении прогнозов. Другими словами, что рост является гораздо менее уверенным, хотя всего несколько месяцев назад ЦБ повышал ставки. Ох, какой же слепой была монетарная политика тогда! Ночью стало известно, что S&P понизил рейтинг Испании на одну ступень до AA-, что кратковременно надавило на единую валюту, но вскоре та вновь поднялась к 1,38. Высокобетовые валюты, такие как осси, распродавались: AUD/USD падала ниже 1,0150, хотя ранее практически достигала 1,0250. Европейские и азиатские ценные бумаги потеряли около процента, золото подешевело на 15 долларов с недавнего максимума.
Спрос на риск получает проверку реальностью


Принятие плана рекапитализации банков в течение недели – весьма сложная задача, хотя, похоже, что появился новый пункт в увеличении мощи EFSF: позволить фонду частичное страхование для покупателей бондов проблемных европейских стран. Германия и некоторые другие северные европейские партнеры продолжают настаивать на более весомом вовлечении частного сектора в программу спасения Греции, нежели было одобрено в июле. Хотя ЕЦБ, Франция и другие инвесторские группы были против, сейчас частный сектор неизбежно попросят о более весомом участии в разделении долгового бремени. Тем не менее, это будет не простым процессом, так как Франция и ЕЦБ все еще настаивают на том, что любая стрижка должна быть добровольной, иначе это ничем не отличается от дефолта и приведет к другим серьезным последствиям. К тому же, IIF (Институт Международных Финансов), который представляет международных кредиторов во время переговоров, настаивал, что инвесторы не готовы к большим стрижкам, и на пересмотр июльской договоренности. Греческие банки пострадают еще больше, если им придется списать больше греческой задолженности.
Очень трудная неделя для Европы


Мани-менеджеры, опрошенные BNY Mellon, сообщили о серьезном сокращении евро в 2011 году, в два раза сильнее прошлого года. Другие исследования, проведенные некоторыми крупными инвестиционными банками, подтверждают, что иностранные инвесторы существенно сократили количество своих европейских бондов и инвестиций в акции за последние недели. Интересен тот факт, что МВФ сообщает о том, что государственные инвестиционные фонды также снижали количество евро, предпочитая японскую иену, осси и канадца. Почти к единодушному пессимизму в отношении евро добавились прогнозы аналитиков, опрошенных Bloomberg, о том, что евро будет снижаться до конца года. Подводя итог, евро охватил суверенный долговой и банковский кризисы, в решение которых верят очень немногие, потому инвесторы и трейдеры от него отказывались. Так что было бы логично задать такой вопрос: если имела место столь значительная распродажа евро, почему валюта не упала? Курс в 1.39 лишь немного ниже средних значений 2011 года (1.4032).
Евро-отступление


«Мы видели оскорбительное поведение, отчасти из-за которого мы пришли к нынешнему кризису. Мы будем пресекать подобные практики. К нарушающим правила будут применяться уголовные санкции. Это будет первый в европейском законодательстве сильный сигнал», - сказал Баррозу. Предлагается расширить пределы уголовного преследования за границы терроризма, незаконного оборота наркотиков и отмывания денег.
Меры будут направлены на деривативы и использование всех видов торговли, через которые будет проводиться «подстрекательство, пособничество и попытки манипулирования рынком». Будет создан полномочный орган и получен доступ к телефонным звонкам. Новые предложения будут осуществляться в рамках контроля за злоупотреблением правилами деятельности на рынке. Обновленная директива вступит в силу после одобрения министрами и премьер-министрами ЕС.
Баррозу предлагает ужесточить торговлю фин. инструментами в ЕС


Французские облигации заметно ослабли вчера на новостях о возможном понижении от Moody’s. В среднем за все время действия европейского валютного союза премия по французским бумагам к немецким составляла 15 б.п.. Вчера к концу дня она была 113. Лидеры Европы проделали огромную работу по ослаблению ожиданий от предстоящего саммита. Они и ранее так делали перед тем, как вынуть кролика из шляпы. Хотя британская Guardian сообщает, что Германия и Франция пришли к договоренности о повышении размеров фонда до 2 трлн., другие (WSJ и Reuters) поливают спекуляции на эту тему холодным душем.
В поисках кролика для фокуса


Это не стало сильным сюрпризом после понижения со стороны S&P в конце прошлой недели. Moody’s в своем анализе ссылаются на «продолжающуюся зависимость Испании от рыночных потрясений». Тем временем, три итальянских банка получили понижение от S&P. В этом случае агентство ссылалось на рост стоимости финансирования, с которым сталкиваются сейчас банки.
Вихрь понижений для Европы


На самом деле, МВФ следует просто «махнуть рукой» на единую валюту. Это проблемы Европы. Нет оснований ждать, что мир будет платить за это, а если и будет – лишь продлит агонию. Даже Большой план спасения евро после саммита в Париже кажется болезненно слабым.
Нет подробностей того, что именно будет сделано для поддержки европейских банков. Греции должны дать пройти через дефолт, хотя и тут никто не знает, когда и в какой степени. Кристин Лагард, новый директор МВФ, уже призывает к росту средств до 390 миллиардов долларов для помощи фонду спасения еврозоны. Тем временем, на страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) также давят с просьбой о помощи. Есть сведения, что китайцы стали наиболее активными покупателями испанских и итальянских облигаций, что останавливает эти рынки от коллапса.
Спасение лишь уберет симптомы.
МВФ следует «махнуть рукой» на евро


С такими высокими ожиданиями от итогов воскресенья, стоит подумать над тем, чего же на самом деле можно ожидать по итогам. Во-первых, по греческому долгу, несмотря на протесты Франции, ЕЦБ и держателей облигаций, совершенно ясно, что частному сектору необходимо понести бОльшие потери. И принять, что без значительных сокращений выплат, Греция имеет нулевые шансы расплатиться по своим займам. Более того, чем дольше частный сектор будет принимать повышенные сокращения, тем более растет вероятность, что финальная сумма потерь будет выше. Бессмысленно обсуждать что-то иное, кроме значительных списаний по Греции.  Во-вторых, по рекапитализации банков, европейские банки могут вопить во всю глотку, что их убивают, но по сути их время вышло. Заявления, что они могут скорректировать свои балансы, отбрасывая свои активы и сокращая кредитование не только неправдоподобны, но и противоцикличны. Это в конечном итоге вызовет значительные ужесточения финансовых и кредитных условий, что уже идет полным ходом. Более того, сокращение кредитного плеча, которое банки представляют как мера по снижению фондирования со стороны государства значительно ниже, чем это требуется. У большинства банков Европы попросту нет выбора – они будут вынуждены проводить рекапитализацию, и в большинстве случаев с использование денег государства, так как частный сектор будет очень неохотно делать это.  Проблема лишь в том, что вложения огромных сумм денег в банки лишь увеличит размеры будущих обязательств многих европейских стран, которые и без того уже раздосадованы этим. Франция, например, по ожиданиям, к концу года будет иметь соотношения долга к ВВП в районе 87%, но сюда еще нужно будет добавить стоимость спасения французской ветви банка Dexia и обязательства по гарантиям фонда EFSF на 158 млрд. евро. Внушительная банковская рекапитализация – это минимальное требование в настоящий момент, но этого может оказаться мало при условии непрекращающемся снижении стоимости активов в большинстве этих банков.  В-третьих, существуют предположения о повышении огневой мощи EFSF с 440 млрд. до 2-х трлн. путем страхования порции новых займов европейских неудачников. Если Европа верит, что инвесторы могут довольствоваться простейшей финансовой алхимией, она невероятно наивна. Кроме Германии и их североевропейских друзей, ни у кого просто нет такой возможности с фискальной стороны, чтобы обеспечить все эти обязательства по EFSF. Без участия ЕЦБ, увеличение кредитного плеча в EFSF не пройдет.
Европа и мечты о невозможном


Франция утверждает, что наиболее эффективный способ максимального использования EFSF заключается в создании банка, который может получить доступ к финансированию от ЕЦБ, однако как сам ЦБ, так и немецкое правительство выступили против этого. Неуверенность в отношении будущего еврозоны усилилась из-за понижения рейтинга Испании на два деления со стороны Moody’s через день после того, как агентство предупредило Францию о возможных последствиях для высшего кредитного рейтинга страны.
В Греции парламент дал импульс для первоначального утверждения нового раунда «закручивания гаек», что необходимо для предотвращения дефолта, который может отразиться на всей зоне евро.
Крохотная Словения стала последней жертвой 17-ти национального блока, которая пострадала из-за понижения кредитного рейтинга со стороны S&P до АА-/А-1+ с АА/А-1+ со ссылкой на слабое финансовое положение страны.
Саркози летит в Германию, переговоры в тупике


Все больше банков хранят средства в ЕЦБ (под 0.75%), чем в начале периода обслуживания, который длится один месяц и является периодом, во время которого банки должны выполнять условия в отношении минимальных требований к резервам (в среднем за период).
В тоже время, деньги, предоставленные ЕЦБ (под 2.25%) банкам, которые не могут получить финансирование на денежных рынках, становятся больше, чем в прошлые периоды обслуживания этих долгов. Это самая яркая иллюстрация того, как денежные рынки еврозоны все более входят в состояние стресса. Очевидно, что недоверие к банковским балансам растет в сочетании со страхом, что банки будут вынуждены увеличивать объем привлеченного капитала в ближайшие месяцы, что говорит также  о неопределенности лидеров еврозоны.
Скрип денежного рынка евро


Ситуация следующая: еврозона столь глубоко находится в состоянии кризиса, что любое его усиление будет наносить удары по каждой конкретной стране в различных вариациях. Просто так тут никто не отделается. Увеличьте EFSF, и это может поставить под угрозу высший кредитный рейтинг Франции. Позвольте EFSF стать банком, однако это станет дополнительным бременем для баланса ЕЦБ и, в конечном счете, приведет к необходимости больших средств от членов еврозоны. В конце концов, позвольте Греции пройти через дефолт, однако до сих пор нет никакой реальной возможности для банков получить поддержку со стороны частного сектора, чтобы поглотить последствия.
Пугающее отсутствие ясности в Европе

Комментариев нет:

Отправить комментарий